МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 104 «СЕМИЦВЕТИК» ГОРОДА КАЛУГИ МБДОУ №104 «Семицветик» Принята педагогическим советом МБДОУ №104 «Семицветик» г. Калуги протокол № 1 от 30.08 2024 Утверждена приказом МБДОУ №104 «Семицветик» г. Калуги от 02.09.2024 № 0209/16-ОД Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Знайка» Возраст учащихся: 5-6 лет Срок реализации: 1 год (68 часов) Составил: воспитатель Голышева Елена Анатольевна, проверил 28.08.2024г., направил на рассмотрение педагогического совета: Манакина А.А., зам.зав. по ВР Калуга, 2024 СОДЕРЖАНИЕ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1. Пояснительная записка. 1.2. Цель и задачи программы 1.3. Содержание ДОП 1.4. Планируемые результаты освоения ДОП. 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. Условия реализации ДОП 2.2. Формы педагогического мониторинга 2.3. Методические материалы 3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 4. ПРИЛОЖЕНИЯ 2 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1. Пояснительная записка Актуальность данной программы обусловлена тем, что, овладев логическими операциями, ребенок будет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы. Развитое логическое мышление снижает трудности школьного обучения, формирую разносторонне развитую личность, умеющую проще ориентироваться не только в школьной программе, но и чуть шире смотреть на проблемную ситуацию в целом, находя новые пути решении. Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни. Овладевая любым способом запоминания, ребенок учится выделять цель и осуществлять для ее реализации определенную работу с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания. Обучение детей классификации способствует успешному овладению более сложным способом запоминания – смысловой группировкой, с которой дети встречаются в школе. Используя возможности развития логического мышления и памяти дошкольников, можно более успешно готовить детей к решению тех задач, которые ставит перед нами школьное обучение. Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес. В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество. В старшем дошкольном возрасте у них начинают проявляться элементы логического мышления, характерного для школьников и взрослых, которые необходимо развивать в выявлении наиболее оптимальных приёмов развития логического мышления. Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности. Развитие логического мышления у детей через дидактические игры имеет важное значение для успешности последующего школьного 3 обучения, для правильного формирования личности школьника и в дальнейшем обучении помогут успешно овладеть основами математики и информатики. Отличительные особенности и новизна: учитывая природную любознательность дошкольника, в программе «Знайка» предлагается развивать логическое мышление с помощью игр и игровых упражнений. Образовательная деятельность представляет собой комплекс, включающий в себя не только игры, упражнения и задания на развитие восприятия, внимания, памяти и мышления, но и упражнения для развития тонкой моторики рук, а так же разнообразные коммуникативные игры. Коммуникативные игры помогают ребёнку адаптироваться в группе, научиться учитывать интересы и желания других детей, почувствовать себя равноправным членом коллектива. Образовательная деятельность проходит в форме увлекательной игры. Дети не устают от обучения, с удовольствием поглощают интересную информацию и не воспринимают науку, как нечто навязчивое и скучное. Адресат ДОП дети в возрасте от 5 -6 лет. Объём ДОП занятия проводится 2 раза в неделю, 25 минут, во второй половине дня. Название программы Форма организации занятий Объем реализации Возраст Кол-во учебных Кол-во часов в неделю учебных часов в год «Знайка» групповая, 1 год 5-6 лет 2 68 очная Формы обучения - логико - математические игры; - интегрированные занятия; - самостоятельная игровая деятельность. Формы занятий В содержание занятий включаются следующие формы игровой деятельности: индивидуальная, работа в парах, работа в группах, самостоятельная работа, и такие виды деятельности как познавательная, исполнительская, творческая, интеллектуальная. 1.2. Цель и задачи программы Цель: - создание условий для повышения уровня познавательного и интеллектуального развития, снижению отрицательных эмоциональных проявлений и развитию волевого самоконтроля. 4 Задачи: 1. Способствовать созданию условий для позитивного настроя и снятия эмоционального напряжения. 2. Развивать произвольный компонент психических функций: восприятие, внимание, память, мышление, воображение, коммуникативные навыки за счет развития и укрепления волевых качеств личности. 3. Способствовать повышению познавательного интереса. 4. Развивать умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения 5. Формировать умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий. 6. Развивать мелкую моторику рук, самостоятельность. 7. Формировать у детей исходный уровень познавательной мотивации. 8. Воспитывать навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции, согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослого. 9. Воспитывать у детей культуру поведения в коллективе, доброжелательные отношения друг к другу. 1.3. Содержание ДОП 1.4. Программа разработана на основе программы Петерсон Л.Г., Холина Н.П. «Раз – ступенька, два – ступенька» и Колесникова Е.В. Математические ступеньки. Основной формой познавательной деятельности дошкольников является игра, поэтому занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием различных дидактических игр, что позволяет детям успешно овладеть различными математическими представлениями. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать. На первом этапе прохождения программы, занятия составляются так, чтобы разучить, закрепить названия цифр, геометрических фигур и умение их рисовать, умение различать предметы по величине, ориентироваться в пространстве. Задания- игры подобраны так, чтобы способствовали развитию у ребенка концентрации внимания, памяти, мыслительных операций анализа и синтеза. Включены логические задачи по разделам: поиск недостающих фигур, продолжение ряда, нахождение ошибки, умозаключения. 5 При решении этих задач и упражнений всегда связано с тем, что уже хорошо знакомо ребенку, и чтобы их решать самостоятельно, он проявляет активную мыслительную деятельность: анализирует, сравнивает, обобщает, делает выводы. 1.4. Планируемые результаты - Повысится эффективность и качество образовательного процесса, через внедрение в образовательную деятельность современных образовательных технологий. - Дети научатся обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения. - У воспитанников сформируются основные мыслительные действия: анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование. - Появятся навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции, навыки взаимодействия друг с другом, дети научатся согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослого. - Расширится представление о математических понятиях: о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени, математической терминологии. - Повысится уровень заинтересованности родителей (законных представителей) в применении игровых технологий и удовлетворенность социальным заказом со стороны родителей (законных представителей) на интеллектуальное развитие дошкольника, через дополнительные образовательные услуги (в том числе платные). 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1 Условия реализации ДОП Знакомство детей с новым материалом осуществляется на основе деятельного подхода, когда новое знание не дается в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Педагог подводит детей к новым знаниям, организуя и направляя их поисковые действия. Помещение для занятий – кабинет ИКТ. Столы и стулья для детей, магнитная доска. Инструменты и приспособления: тетрадь в клеточку, карандаш простой, цветные карандаши, счетные палочки, раздаточный и счетный материал, набор цифр, набор геометрических плоскостных фигур. Наглядный материал: Наглядный материал, дидактические игры, задания на индивидуальных листах. 6 Информационное обеспечение: Аудио-, видео-, фото-, интернет источники. Кадровое обеспечение: Воспитатель высшей категории – Голышева Елена Анатольевна. Образование – высшее. 2.2. Формы педагогического мониторинга Оценка результативности работы в группе включает педагогическую диагностику уровня развития детей и овладения ими программным материалом (тестирование), оценку удовлетворенности родителей работой педагога (анкетирование). Знания, умения и навыки контролируются на текущих занятиях, занятияхповторениях, занятиях обобщениях. Более полное контролирование знаний детей проводится дважды: Первый раз – в сентябре, чтобы выявить уровень знаний и умений ребенка. Второй раз - в мае, итоговая диагностика знаний и умений ребенка, в результате которой педагог получает представление о знаниях ребенка. В качестве перспективной формы презентации обученности педагог использует портфолио воспитанника (листы с выполненными заданиями) Листы с выполненными заданиями проверяются индивидуально у каждого ребенка. После проверки листы с дополнительными заданиями складываются в папку или вклеиваются в альбом. Папка в начале года была пустой, а к лету наполнится многими интересными работами. За год там собираются все работы ребенка. Таким образом, формируется первое портфолио ребенка. Усвоение программы возможно по трем уровням: низкий, средний, высокий. На высоком уровне усвоения программы ребенок характеризуется открытой, любознательной личностью, с высоким уровнем внимания, активно принимающий участие предложенных заданиях, умеющий высказывать свое мнение, включать фантазию, пробовать разные способы для решения поставленных задач, применять полученные знания в жизни. Дети со средним уровнем усвоения программы любознательны и активны, но испытывающие трудности при включении в работу. Для их активной включенности в работу требуется дополнительная мотивация и поддержка взрослого, для решения поставленных задач используют в основном один способ и при неудаче находят другой при помощи педагога, полученные знания частично применяют в жизни. На низком уровне усвоения программы дети не проявляют активности, испытывают трудности в усвоении нового материала и применении его. Им постоянно требуется помощь взрослого для решения задач, при неудачах, расстраиваются и с трудом возвращаются в 7 работу для поиска новых способов решения. На занятиях ведут себя спокойно и равнодушно, активного интереса не проявляя. Показатели результативности образовательной программы Показатель Способы проверки усвоения содержания Уровень культуры обучающихся Беседа, наблюдение Уровень развития творческого мышления Конкурсы, оценка уровня выполнения творческих заданий Наблюдение, беседа, игра - импровизация Уровень развития познавательной активности Уровень развития мышления Диагностические задания, беседа, опрос. Уровень развития коммуникативных способностей Игра – беседа, наблюдение Уровень развития символических способностей (воображения и игры) Наблюдение, беседа 2.3 Методические материалы словесный (беседа, рассказ); наглядный (демонстрация педагогом опыта); практический (выполнение экспериментов детьми по образцу); перспективный (выполнение опыта по устному описанию); проблемный (постановка проблемных вопросов, объяснение основных понятий и терминов, создание проблемной ситуации); проектно-конструкторский (построение гипотез, создание моделей, конструкций, нахождение новых способов решения задач); игровой (дидактические, развивающие, познавательные, подвижные игры); исследовательский (проведение опыта); убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация. 2.3.1 Материально-техническое оснащение Групповое помещение. Перечень оборудования, инструментов и материалов: карточкисхемы поведения экспериментов, образцы, технологические карты; иллюстрации предметов и объектов; проектор, ноутбук, экран; приборы-помощники: увеличительные стекла, разные виды весов, зеркала, компас, магниты, микроскоп и др.; сосуды из различных материалов, разных объемов и форм; разнообразный природный материал, бросовый материал: 8 проволока, кусочки кожи, ткани, пластмассы и др.; технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди и т.п.; разные виды бумаги, пищевые и непищевые красители; медицинские материалы: пипетки, мерные ложки и т.п 2.3.2 Дидактико-методический материал Игры: «Считаем игрушки», «Больше, меньше, равно», «Найди фигуру», логические задачи, математические стихи и песенки, раздаточные материалы, инструкции, технологические карты. 2.3.3 Формы, методы и приемы обучения Индивидуально- групповая, беседа, игра, презентация, практическое занятие. Словесный, наглядный, объяснительно- иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый, исследовательский, игровой. 9 3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. И.С. Погудкина Работа психолога с проблемными дошкольниками: Цикл коррекционных занятий – М.: Книголюб, 2008 2. Н.Я. Яковлева Психологическая помощь дошкольнику. – СПб.: «Валери СПД», 2001 3. В.Л. Шарохина Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе: Конспекты занятий. – М.: Книголюб, 2005. 4. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. «Раз – ступенька, два – ступенька» , Москва «Баланс», 2001 год. 5. Колесникова Е.В. Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников. (раздел : логические задачи) – Сфера. 2-е изд.2019. 6. Е.О. Севостьянова Хочу все знать! Развитие интеллекта детей 5-7 лет – М.:Творческий центр, 2005. 10 Приложение№1 № Упражнения занятия 1. Приветствие-знакомство. «Разные, но похожие», «Ласковое имя», «Паутинка», «Мое настроение» 2. «Найди и вычеркни», «Четвертый лишний», «Запомни предметы», «Разложи кубики по порядку», «Жуки» 3. «Дорисовывание картинок», «Подбери смысловые пары», «Найди одинаковые игрушки», «Не зевай - отвечай» 4. «Дорисовывание картинок», «Дорисуй дорожку», «Четвертый лишний», «Найди подходящий предмет», «Продолжи закономерность», «Жуки» 5. «Найди и вычеркни», «Найди отличия», «Найди и раскрась», «Продолжи закономерность», «Выбери подходящий предмет», «Все наоборот» 6. «Дорисовывание картинок», «Продолжи закономерность», «Четвертый лишний», «Помоги зайчику найти морковку», «Не зевай - отвечай» 7. «Найди и вычеркни», «Рисуем по клеточкам», классификация предметов по форме, «Найди одинаковые картинки», «Последовательные картинки», «Дерево» 8. «Узнавание наложенных изображений», «Четвертый лишний», «Продолжи закономерность», «Повтори движения» Содержание работы Листы бумаги, цветные карандаши, клубок ниток Карточки к упражнениям «Найди и вычеркни», «Четвертый лишний», «Запомни предметы», «Разложи кубики по порядку», простые и цветные карандаши Карточки к упражнениям «Дорисовывание картинок», «Подбери смысловые пары», «Найди одинаковые игрушки», простые и цветные карандаши Карточки к упражнениям «Дорисовывание картинок», «Дорисуй дорожку», «Четвертый лишний», «Найди подходящий предмет», «Продолжи закономерность», простые и цветные карандаши, мяч Карточки к упражнениям «Найди и вычеркни», «Найди отличия», «Найди и раскрась», «Продолжи закономерность», «Выбери подходящий предмет», простые и цветные карандаши, мяч Карточки к упражнениям «Дорисовывание картинок», «Продолжи закономерность», «Четвертый лишний», «Помоги зайчику найти морковку», простые и цветные карандаши, мяч Карточки к упражнениям «Найди и вычеркни», «Рисуем по клеточкам», классификация предметов по форме, «Найди одинаковые картинки», «Последовательные картинки», простые и цветные карандаши Карточки к упражнениям «Узнавание наложенных изображений», «Четвертый лишний», «Продолжи закономерность», простые и цветные карандаши 11 9. «Найди и вычеркни», «Выбери подходящий Карточки к упражнениям «Найди и предмет», «Найди пару», «Продолжи вычеркни», «Выбери подходящий закономерность», «Четыре стихии» 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. предмет», «Найди пару», «Продолжи закономерность», простые и цветные карандаши «Дорисуй предметы», «Четвертый лишний», Карточки к упражнениям «Дорисуй «Подбери смысловые пары», «В магазине предметы», «Четвертый лишний», зеркал» «Подбери смысловые пары», простые и цветные карандаши «Осенние листья», «Что изменилось», Листья различных деревьев, серия «Последовательные картинки», «Зевака» сюжетных картинок, карточки к упражнению «Осенние листья», цветные карандаши «Времена года», «Найди отличия», «Осенние Сюжетные картинки с приметы», «Что бывает красным, зеленым изображением времен года, …», «Кто самый внимательный» предметные картинки с изображением фруктов и овощей, карточки к упражнению «Найди отличия», простые карандаши «Запомни игрушки», «Последовательные Игрушки для игры «Запомни картинки», «Что где лежит», «Дорисуй игрушки», индивидуальные наборы круги», «Четыре стихии» сюжетных картинок, карточки к упражнениям «Что где лежит?», «Дорисуй круги», простые карандаши «Части суток», конструирование из счетных Наборы кружков черного, желтого, палочек, «Запомни картинки», «Море белого, голубого цвета (для волнуется» каждого ребенка), наборы счетных палочек, 8 предметных картинок, карточки к упражнению «Части суток», листы бумаги, простые карандаши Конструирование из счетных палочек, Наборы счетных палочек, карточки «Зеркало», «Чего не хватает», «Ну-ка, цифры, к упражнению «Чего не хватает», встаньте в ряд», «Пиктограммы» карточки с номерами (по количеству детей), листы бумаги, простые карандаши «Найди и зачеркни», «Последовательные Серия сюжетных картин «Осень», картинки», «Листопад», «Пиктограммы», листья различных деревьев, «Доброе животное» карточки к упражнению «Найди и зачеркни», листы бумаги, простые карандаши. «Теремки», «Соедини точки по порядку», Мягкая игрушка, изображения «Чего больше?», «Зайцы и волк», «Четвертый желудей и орехов, предметные лишний», «Собери грибы и шишки» картинки, карточки к упражнениям, шишки и грибы (муляжи) «Запомни фигуры и знаки», «Дом и сад», Мягкая игрушка, карточки к «Кто самый внимательный», «Разрезные упражнениям, листы бумаги, картинки», «Летает, не летает» простые карандаши, предметные 12 19. «Будь внимателен», «Дорисуй фигуру», «Птицы улетают на юг», «Любимые животные» 20. «Раскрась зонтик», «Найди фигуру, поставь знак», «Последовательные картинки», «Назови одним словом», «Стихотворная задача», «Пожалуйста» 21. «Времена года», «Зимний лес», «Дорисуй предметы», «Запомни фигуры», «Разложи по порядку», «Кто самый внимательный» 22. «Зимний лес», «Геометрические фигуры», «Что сначала, что потом», классификация геометрических фигур, «Наоборот» 23. «Части суток», классификация геометрических фигур по величине и цвету, конструирование из счетных палочек, «Нарисуйте домик», «Замри» 24. «Посчитай предметы», «Четвертый лишний», «Зимняя прогулка», «Последовательные картинки», «Снежинки» 25. «Стихотворные задачи», «Четвертый лишний», «Дикие животные», «Кто где живет», «Дерево» картинки разрезанные на несколько частей, мяч Серия сюжетных картин «Осень», картинки с изображением перелетных птиц, карточки к упражнению, листы бумаги, карандаши Мягкая игрушка, картинка с изображением зонта, карточки к упражнениям, наборы сюжетных картинок для составления рассказа, простые и цветные карандаши Сюжетные картинки с изображением времен года, сюжетная картинка «Зимний лес», карточки к упражнению «Дорисуй предметы», наборы из десяти синих полосок и десяти красных полосок разной длины (по количеству детей), Сюжетная картинка «Зимний лес», плакат с изображением геометрических фигур, карточки к упражнению «Что сначала, что потом?», наборы геометрических фигур разного размера и цвета по количеству детей, листы бумаги, простые и цветные карандаши по количеству детей. Карточки к упражнению «Части суток», наборы геометрических фигур: кругов, треугольников, квадратов, различающихся величиной и цветом (по количеству детей), наборы из шести палочек, листы бумаги, простые карандаши. 10 кубиков, серия сюжетных картинок «Находчивый котенок», карточки к упражнениям «Снежинки», «Четвертый лишний», тарелочки, простые карандаши. Иллюстрация к стихотворению «Как-то вечером к медведю», картинки с изображением диких животных и их детенышей, карточки к упражнениям «Четвертый лишний», «Кто где живет?», картинки с изображением домашних животных, листы бумаги, простые карандаши. 13 26. «Запомни предметы», «Последовательные картинки», «Выбери подходящий предмет», «Подбери смысловые пары», «Повтори движения» 27. «Узнавание наложенных изображений», «Найди отличия», «Рисуем по клеточкам», «Конструирование из счетных палочек», «Передай мяч» 28. «Каких фигур больше?», «Запомни предметы», «Закончи предложение», «Разложи по порядку», «Замри» 29. «Времена года», «Четвертый лишний», «Нарисуй подходящий предмет», «Нарисуй подходящую фигуру», «Раскрась картинку», «Зеркало» 30. «Найди и вычеркни», «Найди отличия», «Четвертый лишний», «Дорисуй снеговиков», «Найди закономерность», «Правила дорожного движения» 31. Последовательные картинки, «Что это?», «Меньше - больше», «Дерево» 32. «Лабиринт», «Запоминание пар слов», «Найди отличия», «Четвертый лишний», «Дорисовывание предметов», «Доброе животное» 33. «Рисование по точкам», «Продолжи закономерность», «Найди пару», «Правила дорожного движения» 34. «Закончи рисунок», «Четвертый лишний», «Продолжи закономерность», «Подбери Карточки к упражнениям «Запомни предметы», «Последовательные картинки», «Выбери подходящий предмет», «Подбери смысловые пары», простые и цветные карандаши Карточки к упражнениям «Узнавание наложенных изображений», «Найди отличия», «Рисуем по клеточкам», наборы счетных палочек, мяч Карточки к упражнениям «Каких фигур больше?», «Запомни предметы», наборы из десяти желтых и десяти зеленых полосок разной длины (по количеству детей), цветные карандаши Предметные картинки, карточки к упражнениям «Нарисуй подходящий предмет», «Нарисуй подходящую фигуру», «Раскрась картинку», простые и цветные карандаши. Карточки к упражнениям «Найди и вычеркни», «Найди отличия», «Четвертый лишний», «Дорисуй снеговиков», «Найди закономерность», круги красного, зеленого, желтого цветов Серия сюжетных картин «Озорной котенок», «Находчивый котенок», карточки к упражнениям «Что это?», «Меньше - больше», простые карандаши. Карточки к упражнениям «Лабиринт», «Запоминание пар слов», «Найди отличия», «Четвертый лишний», «Дорисовывание предметов», простые и цветные карандаши по количеству детей Карточки к упражнениям «Рисование по точкам», «Продолжи закономерность», «Найди пару», простые и цветные карандаши по количеству детей, круги красного, зеленого, желтого цветов Карточки к упражнениям «Закончи рисунок», «Четвертый лишний», 14 пару», «Запомни предметы», «Парашют» 35. «Чем похожи и чем отличаются», «Рисуем по клеточкам», «Помоги собрать клубки», «Четвертый лишний», «Найди пару», «Продолжи закономерность», «Солнышко и тучка» 36. «Найди и вычеркни», «Четвертый лишний», «Лабиринт», «Продолжи закономерность», «Рисуем по клеточкам», «Я вижу...» 37. «Найди и вычеркни», «Запомни картинки», «Логика», «Мышки в лесу», «Дерево» 38. «Занимательные вопросы», «Дорисуй и назови предмет», «Пустой квадрат», «Логический поезд», «Упражнение на сплоченность группы» 39. «Ответь на вопросы», «Логические задачи», «Противоположности», «Чего на свете не бывает» «Снеговик», занятие с «Кубиками Никитина», «Дорисуй фигуру», «Кто назовет больше предметов», «Рисуем по клеточкам», «Парашют» «Ответь, что я сделала раньше», «Выбери нужное», «Противоположности», «Ребята и зверята» «Разные функции», «Найди и вычеркни», «Запомни картинки», «Продолжи закономерность», «Слушай команду» 40. 41. 42. 43. «Противоположности», «Продолжи закономерность», «Раскрась нужные предметы», «Нарисуй подходящую фигуру», «Солнышко и тучка» 44. «Найди, зачеркни, сосчитай» «Построй домик», «Выбери дорожку», «Опиши картинку», «Летает, не летает» «Продолжи закономерность», «Подбери пару», «Запомни предметы», простые и цветные карандаши по количеству детей, большой платок, мяч Карточки к упражнениям «Чем похожи и чем отличаются», «Рисуем по клеточкам», «Помоги собрать клубки», «Четвертый лишний», «Найди пару», «Продолжи закономерность», простые и цветные карандаши по количеству детей Карточки к упражнениям «Найди и вычеркни», «Четвертый лишний», «Лабиринт», «Продолжи закономерность», «Рисуем по клеточкам» Карточки к упражнениям, простые карандаши, дидактическая игра «Логика». Карточки к упражнениям «Дорисуй и назови предмет», «Пустой квадрат», дидактическая игра «Логический поезд», простые карандаши по количеству детей Дидактическая игра «Противоположности», литы бумаги и цветные карандаши по количеству детей «Кубики Никитина», листы в клеточку и белые листы, большой платок, мяч Дидактическая «Противоположности» игра Карточки к упражнениям «Найди и вычеркни», «Запомни картинки», «Продолжи закономерность», простые и цветные карандаши по количеству детей Карточки к упражнениям «Продолжи закономерность», «Раскрась нужные предметы», «Нарисуй подходящую фигуру», простые и цветные карандаши по количеству детей Мягкая игрушка, иллюстрации к сказке «Маша и медведь», карточки к упражнениям, простые карандаши, мяч 15 45. 46. «Назови как можно больше отличий», «Дорисуй фигуру», «Смысловые ряды», «Слушай команду» «Узнавание наложенных изображений», «Четвертый лишний», «Найди пару», «Рисуем по клеточкам», «Парашют» 47. «Ответь на вопросы», «Найди и вычеркни», «Четвертый лишний», «Наоборот» 48. «Найди ворон», «Продолжи ряд», «Закончи предложение», «Четвертый лишний», «Стихотворные задачи», «Пятнашки по кругу» «Дорисуй предметы», «Рисуем по точкам», «Раскрась мячи», «Запомни предметы», «Найди мышек», «Солнышко и тучка» 49. 50. «Запомни фигуру», «Угадай по описанию», «Расскажи о предмете», «Сказочные герои» 51. «Рассмотри, запомни, назови», «Подсолнух», «Логические задачи», «Ориентировка в пространстве листа», «Пятнашки по кругу» 52. «Графический диктант», работа с «Кубиками Никитина», «Дорисуй фигуру», «Найди недостающую фигуру», «Замри» 53. «Разрезные картинки», «Море волнуется», «Лабиринт», «Ориентировка в пространстве листа» «Графический диктант», «Выложи картинки по порядку, найди лишнюю картинку», «Чем похожи, чем отличаются», «Четыре стихии» «Будь внимателен», занятие с «Кубиками Никитина», «Логический поезд», «Рисунок по клеточкам», «Кто или что может быть высоким, холодным, коротким, твердым, жидким» «Запомни предметы», «Последовательные картинки», «Выбери подходящий предмет», «Подбери смысловые пары», «Повтори движения» 54. 55. 56. Белые листы, простые карандаши по количеству детей Карточки к упражнениям «Узнавание наложенных изображений», «Четвертый лишний», «Найди пару», «Рисуем по клеточкам», большой платок, мяч Карточки к упражнениям «Найди и вычеркни», «Четвертый лишний», простые и цветные карандаши по количеству детей Мягкая игрушка, картинки с изображением зимующих и перелетных птиц, карточки к упражнениям, простые карандаши Карточки к упражнениям «Дорисуй предметы», «Рисуем по точкам», «Раскрась мячи», «Запомни предметы», «Найди мышек» Мягкая игрушка, предметные картинки, карточки к упражнению, литы бумаги, простые и цветные карандаши Мягкая игрушка, плакат к упражнению «Рассмотри, запомни, назови», серия сюжетных картин, листы бумаги, простые и цветные карандаши Простые и цветные карандаши, листы в клеточку, «Кубики Никитина» по количеству детей, карточки к упражнению, аудиозапись мажорной музыки. Картинки, разрезанные на части, карточки к упражнениям, простые карандаши, белые листы Простые карандаши, листы в клеточку, карточки к упражнениям «Кубики Никитина», дидактическая игра «Логический поезд», листы в клеточку, простые карандаши Карточки к упражнениям «Запомни предметы», «Последовательные картинки», «Выбери подходящий предмет», «Подбери смысловые 16 57. 58-60 62 63 64 65 66-67 68 пары», простые и цветные карандаши «Слушай хлопки», «Графический диктант», Простые карандаши, листы в «Найди закономерность, «Нарисуй клеточку, карточки к упражнениям. пропущенный предмет», «Найди отличия», «Логические концовки» «Слушай команду», «Графический диктант», Простые карандаши, листы в «Дорисуй фигуру», «Разложи картинки по клеточку, карточки к упражнениям. группам», «Назови предметы похожие на круг, квадрат, треугольник» «Дорисуй предметы», «Четвертый лишний», Карточки к упражнениям «Дорисуй «Помоги пчелке долететь до цветка», предметы», «Четвертый лишний», «Продолжи закономерность», «Найди «Помоги пчелке долететь до отличия». цветка», «Продолжи закономерность», «Найди отличия», простые и цветные карандаши по количеству детей. «Разные функции», «Найди и вычеркни», Карточки к упражнениям «Найди и «Запомни картинки», «Продолжи вычеркни», «Запомни картинки», закономерность», «Слушай команду» «Продолжи закономерность», простые и цветные карандаши по количеству детей «Противоположности», «Продолжи Карточки к упражнениям закономерность», «Раскрась нужные «Продолжи закономерность», предметы», «Нарисуй подходящую фигуру», «Раскрась нужные предметы», «Солнышко и тучка» «Нарисуй подходящую фигуру», простые и цветные карандаши по количеству детей «Найди, зачеркни, сосчитай» Мягкая игрушка, иллюстрации к «Построй домик», «Выбери дорожку», сказке «Маша и медведь», карточки «Опиши картинку», «Летает, не летает» к упражнениям, простые карандаши, мяч «Назови как можно больше отличий», Белые листы, простые карандаши «Дорисуй фигуру», «Смысловые ряды», по количеству детей «Слушай команду» «Узнавание наложенных изображений», Карточки к упражнениям «Четвертый лишний», «Найди пару», «Узнавание наложенных «Рисуем по клеточкам», «Парашют» изображений», «Четвертый лишний», «Найди пару», «Рисуем по клеточкам», большой платок, мяч 17 Рецензия на дополнительную общеразвивающую программу социально-гуманитарной направленности «Знайка» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 104 «Семицветик» города Калуги Составитель программы: Голышева Е.А., воспитатель Дополнительная общеразвивающая программа «Знайка» (далее Программа) соответствует Уставу учреждения, действующим нормативно-правовым документам, требованиям к содержанию дополнительного образования детей дошкольного возраста. Данная программа не дублирует основную образовательную программу дошкольного учреждения. Программа предназначена для занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Программа реализуется в групповой форме в течение учебного года, с периодичностью проведения занятий 2 раза в неделю. Срок реализации программы 1 год. Стиль изложения четкий, доказательный, логичный. Материал изложен профессионально грамотно: отмечается логика, последовательность, аргументированность, системность, научно-методическая обоснованность. Данная программа актуальна, так как ориентирована на социальный заказ - запрос родителей. Новизна состоит в том, что учитывая природную любознательность дошкольника, в программе «Знайка» предлагается развивать логическое мышление с помощью игр и игровых упражнений. В программе представлен комплекс, включающий в себя не только игры, упражнения и задания на развитие восприятия, внимания, памяти и мышления, но и упражнения для развития тонкой моторики рук, а также разнообразные коммуникативные игры. Программа имеет естественнонаучную направленность, затрагивает образовательные области познавательного и речевого развития и представляет собой систему взаимосвязанных занятий, направленных на формирование у детей необходимого уровня логического анализа, формирование разносторонней развитой личности, умеющую проще ориентироваться не только в школьной программе, но и чуть шире смотреть на проблемную ситуацию в целом, находя новые пути решении. 18 Структура программы соответствует требованиям, предъявляемым к составлению программ дополнительного образования. Программа носит целостный характер, выделены структурные части, основные компоненты представлены внутри частей, согласованы цели, задачи и способы их достижения. В программе прописаны формы, методы работы, особенности организации образовательного процесса, учтены возрастные физиологические и психологические особенности детей. Основной формой организации образовательной деятельности является игра. Основные темы занятий раскрыты в календарно-тематическом плане. Содержание программы разработано в соответствии с требованиями программ нового поколения и составлено с учётом опыта работы педагога. Список рекомендуемой литературы достаточен, доступен для адресата. Заключение Дополнительная общеразвивающая программа «Знайка» пригодна для дошкольного образовательного учреждения, соответствует современным требованиям, рекомендована для реализации в рамках дополнительного образования. Рецензент: Манакина А.А., зам.зав. по ВР 19