21.04.2020
Влияние семьи на формирование самооценки ребенка.
Семья играет
значительную роль в формировании самооценки ребенка. В каждой семье свой
стиль семейного воспитания, определяемый родительскими ценностными
ориентациями, установками, эмоциональным отношением к ребенку, особенности
восприятия родителей ребенком и способы поведения с ними обуславливают усвоение
детьми основных правил и норм поведения, вырабатывают их позицию по отношению к
миру и самому себе.
Ребенок, когда рождается, у
него отсутствует вторая сигнальная система: он еще не владеет словом как
инструментом, а все потребности у него существуют. Потребность в
тактильном контакте, когда родители носят малыша на руках, в получении
положительных эмоций. Эти эмоции ему доставляет кормление, сухие пеленки,
ласковые с ним разговоры, то есть все то, что в транзактном анализе называется
«поглаживанием». Но ребенок не может сам себя погладить: ни
накормить, ни поменять подгузники, ни поговорить со взрослыми.
Более того, чтобы привлечь их внимание, ребенку приходиться прибегать к «
пошлепыванию» - плачу, громкому крику. Вырабатывается ощущение
беспомощности, неспособности повлиять на окружение, незначительности, слабости.
Подобное ощущение вырабатывается у всех, абсолютно всех детей; поскольку чтобы
не делали родители, как бы они не заботились о своих детях, все равно ребенок
не может получать желаемые удовольствия самостоятельно, и это способствует
появлению негативного отношения к себе. Если бы ребенок мог сформулировать
свои ощущения, они звучали бы так: «Я ничего не могу, ни накормить себя, когда
хочется; ни получить ласку окружающих, когда нужно, Я хочу писать, а мне дают
пить и т. д. Все что я могу - это ждать когда обо мне позаботятся. Я никакой.
Я отдан на милость другим взрослым – родителям, они меня «погладят»
они хорошие. Ребенок растет, делает первые шаги, родители радуются тому,
что спустили его с рук, но как долго продолжается их радость? « Вот туда
не ходи, там опасно. Не лезь в лужу – промочишь ноги». Что ребенок начинает
понимать? – « Родители умные, они же говорили мне не ходить в лужу, вот
действительно, ноги промочил!» А родители на этом не останавливаются: «Не
крутись за столом – вот, стакан на полу; засучи рукава, когда идешь мыть
руки – вот все рукава мокрые. Не лезь в банку с вареньем…». Что ребенок слышит?
«Я плохой, я не удовлетворяю требованиям взрослых. Если учесть тот факт,
что до четырех- пяти летнего возраста у детей отсутствует анализ собственных
действий, и они не могут дифференцировать собственное «Я» от своих поступков,
то любое родительское «Ты почему…?", "Сколько раз тебе говорить…?
"Опять ты…- ребенок воспринимает как негативную оценку.
«Негативные» высказывания родителей в адрес ребенка укрепляются
в сознании малыша, изменяя его самооценку. « Я маленький, я беспомощный, ничего
не могу делать правильно, я неуклюжий, я глупый. А папа или мама - « они
большие, всегда правы, всегда знаете «как надо» умные, вы контролируете
меня, можете и имеете право управлять мной, наградить или наказать меня».
Ребенок перестает быть самостоятельным не только в действиях, но и принятии
какого-то решения. Боясь ошибиться и сделать что-то не так, малыш может
вообще отказываться от той или иной деятельности. Снижается познавательная
активность ребенка.
Отношение к себе у ребенка
зависит от того, как складываются его взаимоотношения с
родителями, и какое место занимает он в этих отношениях. Частое неоправданное
захваливание, подчеркивание мнимых или реальных достоинств ребенка,
приводит к тому, что у него формируется завышенный уровень притязаний. Если
родители с недоверием относятся к проявлению самостоятельности, к возможностям
ребенка, категорически подавляют любое несогласие ребенка с их мнением, то это
может привести к стойкому ощущению своей слабости, неполноценности.
У детей самооценка зависит от мнения
значимых взрослых и, в первую очередь, от оценки родителей.
Заниженная самооценка может
привести к нарушению поведения ребенка уже в более старшем возрасте.
Проявления негативной самооценки могут быть самые разные: от снижения
работоспособности, до проявления агрессии.
Негативная самооценка может привести
к:
·
Развитию нерешительности,
застенчивости.
Ребенок может избегать
ситуаций устного опроса на занятиях, не отвечать на вопрос, хотя знает ответ,
может отказываться от ведущих ролей в играх. Такой ребенок часто использует
фразы: «не знаю», «у меня не получится».
·
Эмоциональной неустойчивости
(обидчивости)
Малыш обижается при проигрыше
в игре, болезненно реагирует на замечания, на повышенный тон голоса,
недовольное выражение лица взрослого, часто плачет.
·
Страхам.
Малыш боится новых людей, новых
ситуаций, боится оставаться один, боится выступать на публике один, и т.п.
·
Тревожности
·
Конфликтности.
Ребенок может сам провоцировать
конфликт, отвечать конфликтно на конфликтные действия других
·
Агрессивности.
Ребенок может ломать игрушки,
толкать сверстника, мимоходом ударить встречных, кусаться, плеваться,
щипать других, говорить обидные слова, когда не слышит взрослый и т.п.
Ощущать себя «неумехой» или «плохим»
ребенку очень трудно, поэтому он может вести себя достаточно агрессивно,
самоутверждаясь при этом.
В семье, для формирования позитивной
самооценки, очень важно, чтобы ребенок был окружен вниманием и любовью, не
зависимо от того, какой он в данный момент – убрал ли быстро игрушки, или
разбил любимую мамину вазу. Родителям необходимо фиксировать внимание ребенка
не на его промахах, а замечать и провоцировать его успехи. Хвалить ребенка можно
при помощи, так называемого «Ты
сообщения»:
«Как здорово у тебя это получилось. Ты – молодец». А вот воспитывать при помощи
так называемого «Я-сообщения», когда взрослый говорит о своих чувствах, о своих
переживаниях от первого лица: «Я не люблю…, мне не нравиться…, меня
обижает…
Например: « Меня огорчает, когда мой
сын (дочь) меня не слышит. Я-сообщение незаменимо, когда родители
раздражены, или недовольны поступком ребенка, так как взрослый говорит о себе,
о своих чувствах, а не о нем. При этом ребенок воспринимает такое высказывание
родителей не как оценку его действий. Я- сообщение предназначено для того,
чтобы ребенок услышал и понял вас, вы могли договориться, разрешить проблему.
В семье, где часто используется Я- сообщение царит атмосфера
доверия. Родители, проявляющие интерес к проблемам своих детей,
участвующие в разрешении проблемных ситуаций, считающие своих детей
достойными уважения, помогают своим детям оценивать себя позитивно.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 21.04.2020
Дата обновления: 21.04.2020
Дата публикации: 21.04.2020